Пятница, 1 июля, 2022

Николаевские мосты: деревянные, уникальные и аварийные

Николаев – город, который омывается двумя реками. Так что без мостов здесь не обойтись, пишет mykolaiv-future.com.ua.

Варваровский (Южно-Бугский) мост

Начнем с самого длинного и уникального – Южно-Бугского моста. Николаевцы его изначально называют его Варваровским, ведь он соединяет город с одним из его микрорайонов – Варваровкой. 

Соединить Николаев с тогда еще селом Варваровкой мостовой переправой решили еще в 1827 году. Тогда появился первый наплавной мост. Но он просуществовал недолго и сведений о нем, кроме даты открытия, не сохранилось. В 1856 году был построен деревянный мост, просуществовавший до оккупации Николаева нацистами. Он также был наплавным, сделанным из ели. Уровень проезда над водой не превышал одного метра. А к берегам мост крепился с помощью якорей. Длина моста составляла около одного километра. А ширина проезжей части – 6,25 метров. 

Во время Второй мировой войны Варваровский мост дважды разрушался. Сначала его взорвали во время своего отступления советские войска. Немецкие войска, оккупировав Николаев,отстроили мост. Так как им были важны коммуникации. В 1944 году, покидая наш город, нацисты разрушали и жгли все. Не стал исключением и Варваровский мост. 

После освобождения Николаева мостовую переправу отстроили в таком же виде. Но существовали определенные ограничения. По мосту можно было двигаться экипажам весом до 8 тонн и скоростью до 5 километров в час. Для того,  чтобы в город заходили речные и морские суда, мост разводили. Ежедневно эту процедуру могли делать до пяти раз. И длилась она час. Тяжело переживал такой мост зиму. Каждую зиму его разрушали лед и штормы. Тогда люди из Варваровки неделями не могли попасть в город. 

Поэтому в 1957 году было принято решение построить современный мост. Руководил строительством лауреат Ленинской премии Лев Карели. Участие в строительстве принимали работники многих николаевских предприятий. Мост получился действительно уникальным. Во-первых, это был единственный в Украине и Советском Союзе мост с горизонтальной разводкой. Когда через него пропускают суда, сверху открывается необычный вид. При строительстве использовали новейшие технологии. Затем таким же образом построили мост метро в Киеве. 18 июня 1964 года  движение по мосту было открыто. 

Уже в годы независимости Украины Варваровский мост несколько раз ремонтировали. Мостовая переправа такого почтенного возраста требует и капитального ремонта. Но на объект государственного значения так и не могут найти средства. Из года в год его разрушают фуры. Варваровский мост уже признан аварийным. Но вопрос, когда его отремонтируют до сих пор открыт. 

Ингульский пешеходный мост

Николаевцы хорошо знают его как понтонный мост. Но именно на этом месте был построен первый мост через Ингул. И изначально пешеходным он не был. 

Первый мост через реку Ингул был построен почти одновременно с Николаевом – в 1792 – 1795 годах. Он также был наплавным. Но в отличие от Варваровского – наплавную часть положили на понтоны. Мост соединяет Николаев с микрорайоном Соляные. В дореволюционные времена там размещались соляные склады. А в начале 20 века туда перенесли пороховые погреба. Его ремонтировали, перестраивали. Деревянным он был и во время оккупации. 

В послевоенные годы его заменили металлическим. Мост стал полностью пешеходным. Его разводили, когда в акваторию Николаевского судостроительного завода заходили корабли или новые суда уходили на ходовые испытания. 

С началом упадка предприятия в 90-е годы за мостом перестали должным образом следить. И в начале 2000-х понтонный мост зимой утонул. Пролежал на дне Ингула почти год. Средства на его поднятие нашли. Но с тех пор у моста из-за возраста и усталости металла начались проблемы. В 2020 году в феврале во время шторма буквально разорвало наплавную часть моста. Ремонтировали его чуть больше месяца. В начале апреля движение по мосту возобновили. Позже выяснилось, что и сами понтоны, на которых держится мост, тоже нужно ремонтировать. А лучше – заменить. Они набирают в себя воду. Поэтому и этот николаевский мост нуждается в капремонте. 

Ингульский мост

Транспортный мост, соединивший Николаев и микрорайон Соляные, начали строить в 1974 году. Его строили шесть лет. Как и при строительстве Варваровского, работами руководил Лев Карели. Мост построен таким образом, что как бы разрезает парк «Победа» на две части. Кстати, разводная часть Ингульского моста – более 76 метров. До 1996 года этот мост имел самую длинную разводную часть в Европе. Сейчас уступает только мосту в Роттердаме. 

Но известен этот мост не только этим. За все годы с ним произошло больше инцидентов, чем с другими николаевскими мостами. 

Впервые это произошло еще в 80-х годах прошлого столетия. В пролет врезалось как написали плавсредство. Тогда движение по мосту перекрыли на три дня. Пришлось заменить одну секцию. В 90-х годах 20 века мост начал разводиться сам. Подобная ситуация возникла и в 2020 году, причем в рабочую перевозку. 

Самовольно мост и опускался. Это произошло в 2008 году. Из акватории выводили судно, и только чудом не было столкновения. 

В 2015 году мост не смогли развести из-за того, что его разводную часть заасфальтировали поверх старого покрытия и перегрузили. Кроме того, заасфальтировали и стыки разводной части с неподвижной частью моста. 

Как и другие мосты Николаева, Ингульский мост также нуждается в ремонте. И также не известно, когда он будет сделан. 

Аляудский мост

А этот мост вспоминают очень мало. Может потому, что находится он на окраине Николаева, пользуются им очень мало людей. Используют его как в качестве пешеходного, так и для транспорта. Понтонный мост связывает полуостров Аляуды с Николаевом. На полуострове проживает не больше сотни жителей. Раньше там размещалась школа-интернат, а сейчас военная часть. В 2010 году мост размыло дождями. Но восстановили его очень быстро, ведь это единственная возможность попасть на материковую часть города. Аляудский мост – излюбленное место для рыбаков. Несколько лет назад мост пытались ремонтировать. Исключением он не стал. К сожалению, и эта мостовая переправа нуждается в капитальном ремонте. 

Latest Posts