Четверг, 11 августа, 2022

Первые маршруты николаевских трамваев

Первым трамваем в Николаеве были конки. Трамвайные вагоны ставили на рельсы и их приводили в движение в с помощью лошадей. Первые конки начали свое движение в 1897 году. А трамваи на электротяге появились в городе в 1914 году. Больше на mykolaiv-future.com.ua.

Какими были первые маршруты

Самый первый маршрут николаевского трамвая был очень коротким. Он проходил от часовни Александра II (пересечение Соборной и Херсонской улиц) до Военного рынка (Слободка). Это центр старого Николаева.  Помимо того возле часовни располагалось отправной пункт для всех конк, которые курсировали на тот момент в городе.

В конце 1897 года появилась вторая ветра конки. Новая линия движения трамваев соединяла центр Николаева и железнодорожный вокзал. В современном Николаеве по этому маршруту продолжается движение трамваев — от улицы Декабристов до Железнодорожного вокзала.

Третий маршрут был запущен в июне 1989 года. Он связывал резиденцию князя Потемкина с остальной частью города. По новому маршруту трамваи курсировали только в теплое время года. В период с октября по март месяц движение прекращалось. В основном это было связано с тем, что в этой резиденции князь пребывал только в летнее время. К тому же, третья линия проходила рядом с рекой. И особым спросом она пользовалась именно в  летнее время, когда предоставлялась возможность отдохнуть летним вечером у реки. Технически новый маршрут был сложным. Из-за крутого подъема для конки приходилось добавлять еще лошадей. Это так же могло служить причиной, почему в зимнее время маршрут не работал. Поднять на гору тяжелую повозку было не по силам для лошадей.

В конце этого же года было закончено строительство четвертой линии движения для конки. Она вела от центра города к порту. В последствии все линии слились в два больших маршрута протяженностью больше 14 километров — «Вокзал — Военный рынок», «Спасская — Порт». 

Для электро трамваев было создано четыре основных маршрута: Вокзал — больница, Привозный рынок — Спасская, ул. Кузнечная — Привозный рынок — Спасское, Каботажный спуск — Кладбище.

Как выглядели первые трамваи

Первые конки делились на два типа — летние и зимние. Зимние конки были более защищены от ветра и холода. Летние же имели открытые площадки на крыше вагонов. Самые первые электро трамваи не имели токоприемников на крыше вагонов. Ток из электроподстанции подавался непосредственно на рельсы, по которым двигался трамвай.

Внутри первые трамваи были не самыми удобными  — деревянные скамейки, отсутствие отопления. В 1960-х годах в новых трамваях появились мягкие кресла, а кабина машиниста стала отапливаемой. В советское время по Николаеву курсировали красно-белые трамваи. Позже их заменили на сине — белые.

Как выглядели первые билеты и сколько стоял проезд

В самом начале курсирования конки и электро трамваев в вагонах ездили кондукторы, которые и обилечивали пассажиров. Позже контролеров заменили на кассовые аппараты. Но с наступление независимости Украины контроллеры вернулись в николаевские трамваи.

Первые билетики были похожи на почтовую марку. Они были маленького размера и имели зазубренные концы.Также каждый билет имел определенный цвет. Цвет означал либо принадлежность к конкретному маршруту либо означал тип билета: ученический, обычный, пересаднический. На обычном посадочном билете сверху и снизу имелись временные шкалы, на которых отмечалось время действия билетика. Как правило пересадочный билет действовал в течение часа для одной пересадки. Ученический билет стоил три копейки, а обычный билет — пять копеек. Это проезд в одну сторону без пересадки. Дети до пяти лет ездили бесплатно. 

Во время существования конки городские служащие имели право бесплатного проезда, но с приходом электротранспорта в город это разрешение было аннулировано. Произошло это в 1915 году.  Наряду с отменой бесплатного проезда городские власти увеличили размер штрафов за безбилетный проезд. 

Latest Posts