Суббота, 13 августа, 2022

История уличного освещения в Николаеве

Знаменитую фразу: «Москва не сразу строилась», можно применить абсолютно ко всем городам. Каждый город, и Николаев в том числе, постепенно развивались. Все известные нам благо человечества постепенно появлялись в Николаеве. Газ, тепло, электричество — все это стало доступным для николаевчан не сразу. В истории города было время когда николаеви жили без тепла в домах, ради света жгли свечи, а на улицах было темно. Больше на mykolaiv-future.com.ua.

Первый фонарь

Историки относят появление первых уличных фонарей к 1823 году. До 20-х годов девятнадцатого века улицы Николаева были погребены во тьму. Под покровом которой творилось множество страшных вещей.

Однако истории находили подтверждение тому, что в 1823 году были далеко не первые николаевские фонари. В 1823 году появились централизованное уличное освещение в большей части города. Есть сведения, что самый первый фонарь появился еще в 18 веке. Несколько первых фонарей были возле домов самых влиятельный людей города. В том числе у дома князя Потемкина. За разжигание этих фонарей отвечал фонарщик Шепман. В то время во всем мире были такие фонарщики, которые зажигали и тушили уличные фонари вручную.

Необходимость уличных фонарей стояла очень остро из-за того, что стремительно развивающийся город требовал много усилий. И градо управленцам приходилось работать и в темное время суток. Также, по этой причине, первое освещение появилось именно в административных районах, в районе Адмиралтейства.

К 1792 году население города выросло до десяти тысяч человек. Многие из них работали посезонно и передвигаться по городу со свечами было неудобно. Тогда Грейг поручил главному архитектору города разработать план по благоустройству города, который включал в себя освещение улиц. Для каждого столба готовили свой план и чертеж.

И благодаря этому плану в 1823 году появились первые настоящие уличные фонари не у конкретных домов, а на целых улицах — Адмиральская и Соборная.На Адмиральской было двадцать два фонаря, а на Соборной — тридцать семь.

Новые проблемы 

Спустя двенадцать лет, в 185 году, возникли новые проблемы с освещением. В основном деньги выделялись на военное строительство и развитие кораблестроения, а проблема уличного освещения все еще оставалась неудовлетворительной. 

Спустя 80 лет, после основания Николаева, уличное освещение так и оставалось только на двух улицах — Адмиральская и Соборная. А остальные улицы оставались в темноте. Хотя в городе проживало почти 50 тысяч человек. 

Именно развитие коммерческой торговли и наплыв иностранных моряков и торговцев позволило сдвинуть с мертвой точки проблему освещения. Благодаря этому на улицах города появилось 880 новых фонарей. Но даже этого количества было мало для Николаева. Жалобы николаевчан продолжали поступать в горсовет. На власти давили газетчики и пресса, которые считали, что за электричеством будущее города. И власти должны думать не только о том, как и где установить новые фонари, но еще и как сохранить те что уже есть. Ведь местные преступники и вандалы уничтожали фонари и крали драгоценные элементы.

В начале 20 века одесская компания продала городу специальные «капельные фонари», которые вывели уличное освещение на новый уровень. Николаевское уличное освещение было признано одним из лучших на юге Российской  империи. И Симферопольские власти просили николаевских коллег рассказать как им удалось этого добится.

Городская станция с машинами переменного тока высокого напряжения в 1914 году обеспечивала центр города постоянным освещением. Несмотря на все новаторство, успехи окраины города продолжали жаловаться на отсутвие нормально, хорошого, качественного уличного освещение.

Отсутствие нормального освещение на улицах в темное время года несло не только бытовые неудобства, но и ухудшение криминогенной ситуации в новом городе. Николаевцы страдали от воров и насильников, которые промышляли на темных улицах города. Спастись горожанам не было как. Женщины страдали от регулярных нападений. 

А в зимнее время возрастало количество обращений за медицинской помощью. Ведь ходить в темное по скользким улицам было травмоопасно.

Latest Posts

.