Первые механические часы были изобретены в Танском Китае в 725 году н.э. Потом эта технология перекочевала к арабам. До первых механических часов в мире уже существовали другие варианты — песочные часы, солнечные часы.
Еще раньше люди определяли время по положению солнца на небе. Сейчас же мы уже не пользуемся этими допотопными методами. У нас есть механические, электронные, умные часы. Но всегда было время, когда это произошло впервые. Первые городские механические часы появились в Николаеве в 1819 году. Больше на mykolaiv-future.com.ua.
Английский мастер
Многие изменения в городе начали происходить именно при правлении адмирала Грейга. И появление городских часов тоже инициирован Грейг. Местом для них послужила центральная площадь.
Управлением Николаева было решено, что доверить такое важное дело нужно только лучшему мастеру часового дела. Среди десятков мастеров было выбрано английского мастера Поля Филиппа Барро. На выбор часовщика также повлияло и то, что николаевские мореплаватели, и не только, хорошо знакомы с фирмой Барро. Основным видом деятельности Барро было изготовление морских хронометров. Это очень сложное дело, которое требует невероятной точности. И когда Грейге решил заказать городские часы именно у Барро, то за качество можно было не волноваться.
Часовой гигант
Механизм первых николаевских городских часов был очень большим и громоздким. Для того времени он был поистине гигантским. Что и принесло с собой массу проблем.
В 1819 году здание городского магистрата решили отреставрировать, и в нем разместить первые часы. Но само размещение было не таким уж и простым. Помимо часового механизма еще располагался колокол весом одна тонна. По колоколу был молот весом в 20 килограмм. А сами часы приходят в движение благодаря двум гирям. Одна гиря весила 192 килограмма, а вторая 66 килограмм.
Заводить часы необходимо было два раза в сутки. Для этого в городе был отдельный человек, который занимался этим.
Качество часов было настолько идеальным, что за все время существования их ни разу не чинили. Только механизм чистили один раз в 25 лет. Английский мастер сумел создать уникальный и невероятный механизм, который безупречно проработал долгие годы. Он бы работал и до нашего времени, но их жизненный путь закончился вместе с городским магистратом на котором они были установлены.
Загадочное исчезновение
Магистрат, которые располагался на современной Соборной площади, было первым строением в городе. Оно было создано еще при Потемкине. По истине шикарное и великое здание для того времени. Но, по необъяснимым причинам в 1936 году было решено снести здание магистрата. Историки имеют расхождения в причинах этого решения. Но вместе с магистратом исчезли и первые городские часы. Уникальный английский механизм бесследно пропал. И никто не знает куда.
Одни историки утверждают, что механизм вывезли в другой город. Кто-то говорит, что его сдали на металлолом. Ведь был невероятно тяжелый и громоздкий. Денег можно было получить немало. Колокол, молот, гири — все весило немало.
Сведений что механизм вернулся к его создателю — Барро — нет. Скорее всего его действительно уничтожили. Это большая утрата для истории города. Хотя мало кто о ней знает.
Вообще история часов в Николаеве полна секретов и загадок. На фотографиях города, которые датируются концом 19-го века, видно еще одни механические часы на колокольне Адмиралтейского собора. Но информации о них в городском архиве не сохранилось. Кто их создал, когда они были установлены, какой механизм имели — неизвестно. Также и не известно куда и когда они пропали. На фотографиях адмиралтейства 20-го века их уже нет. Они исчезли.
Такая же участь постигла и первые электронные городские часы. Установлены они были на газоне возле здания областного комитета партии Украины. Вокруг циферблата были высажены цветы из которых слагалось слово «Слава КПСС». Просуществовали часы тоже не долго. Их разобрали когда завершилось строительство главного почтамта на центральной площади. На здании почтамта установили новые электронные часы, которые были видны каждому.
А часы из газона исчезли в конце 90-х годов. Куда и почему снова неизвестно. Возможно их постигла та же участь, что и английский механизм — их сдали на металлолом. Печальная участь, ведь они могли пополнить коллекцию местного краеведческого музея.