Четверг, 11 августа, 2022

 Как на улицах Николаева появился троллейбус

Николаевцы, давно уже привыкли к такому виду общественного транспорта как троллейбус. Он удобен, экологичен и дешевле по сравнению с маршруткой. Многие и не назовут примерной даты, когда на улицах нашего города впервые появился «рогатый» автобус. А происходило это во второй половине 20-го века – в 1967 году. 

Предлагаем вспомнить историю николаевского троллейбуса: от момента первой поездки. Больше на mykolaiv-future.com.ua.

Пуск первого троллейбуса в Николаеве

В 50-х и 60-х годах двадцатого века город активно перестраивался, а вместе с тем увеличивалось и количество населения. Поэтому Николаев потребовал нового удобного вида транспорта. Действующий трамвай не мог доставлять николаевцев в новые районы. Автобусы были, но на тот момент электрический транспорт был дешевле и экологически безопасен для города. 

К пуску готовились по традиции тех времен: митинг, лозунги, цветы. 

Датой запуска троллейбуса в Николаеве считается 29 октября 1967 года. В этот день на Привокзальной площади собрался, пожалуй, весь город. То, что это действительно так, свидетельствуют старые фотографии. Площадь была полностью забита людьми. Троллейбус горожане приветствовали на каждом перекрестке. Там тоже яблоку негде было упасть. Получился настоящий общегородской праздник. 

К выходу на маршрут были готовы все троллейбусы Николаева. Отметим, что в день пуска в нашем городе было всего четыре троллейбуса. Это были модели “Киев-4” Киевского завода электротранспорта. Они и вышли на единственный маршрут под номером 1. 

Куда же тогда можно было поехать на троллейбусе? Маршрут №1 соединял старый железнодорожный вокзал с кольцом у старого городского кладбища. 

Без депо и мастерских

Троллейбусы в Николаеве торжественно пустили. Однако о создании необходимой технической базы поначалу не очень беспокоились. Ведь троллейбусов было всего четыре. Итак, мыли троллейбусы после смены на мойке вблизи старого вокзала. Если случались какие-то серьезные поломки, то троллейбусы перегоняли в трамвайное депо. 

Собственное депо для троллейбусов только начали строить. Так что парковались они на Пушкинском кольце под открытым небом. 

Но парк увеличивался ежемесячно, поэтому городские власти ускорили строительство троллейбусного депо. Его разместили на улице Строителей. 

Уже в восьмидесятых годах двадцатого века троллейбусов было достаточно, чтобы курсировать по графику с пяти утра до часу ночи. 

Куда везет николаевский троллейбус?

Куда можно доехать, если воспользоваться троллейбусом? Маршрутов несколько и все они связывают между собой разные уголки Николаева. Со временем маршруты то прибавлялись, то исчезали. По состоянию на начало 2020 года протяженность троллейбусных линий в Николаеве составила более 61 километра. 

Как уже отмечалось, сначала был только один маршрут. Троллейбусом можно было выехать от старого железнодорожного вокзала и до Николаевского некрополя. Маршрут пролегал по проспекту Центральному. Тогда он назывался проспект Ленина. Это один из старейших маршрутов.

Троллейбусный маршрут №2

Немного погодя появился маршрут №2. Почему следует сказать о нем отдельно? Это самый длинный троллейбусный маршрут в Николаеве. Он фактически соединил два конца города. Сначала маршрут №2 начинался с микрорайона Лески. Если сесть на троллейбус №2, то можно доехать до нового ж/д вокзала. 

В конце 80-х годов в Николаеве появился и начал активно застраиваться новый микрорайон Намыв. Поэтому городские власти приняли решение продолжить маршрут №2 до улицы Красных Маевщиков (после 2016 года – улица Озерная). 

Но жителям столь большого микрорайона не всегда удобно было садиться на троллейбус. Например, тем, кто жил на улице Лазурной, приходилось идти на остановку через весь микрорайон. Поэтому жители Намыва обратились к городским властям с просьбой продлить троллейбусный маршрут №2 вдоль берега. 

В 2018 году разбирательство целесообразно ли так продолжать троллейбусную линию, когда там ездят маршрутки, завершилось. Вокруг Намыва, вдоль берега, начали монтировать опоры новой троллейбусной линии. 

Строительство длилось несколько лет. Ведь кроме установки опор и прокладки проводов для нормального питания линии нужно было построить трансформаторную подстанцию. Причем трансформаторная подстанция была построена по последнему слову техники. Ее управление было полностью компьютеризировано. Стоимость такой современной подстанции составила 16 миллионов гривен. 

Протяженность новой линии вокруг Намыва составляла три километра 200 метров. В 2019 году в тестовом режиме на удлиненный маршрут вышли два троллейбуса. А 29 декабря 2019 года троллейбусная линия на Намыв была официально запущена. Кстати, вокруг Намыва также стали ездить еще несколько маршрутов кроме  №2. Это маршруты №№4, 5 и 7. 

Маршруты в микрорайон Северный

Не менее важным остается сообщение с микрорайоном Северный. Для этого нужно пересечь реку Ингул. 

До этого микрорайона можно добраться сразу из трех точек Николаева. Старейший троллейбусный маршрут до Соляных, а впоследствии и Северного был проложен еще в шестидесятых годах прошлого столетия. Но сначала он соединял улицу Большую Морскую с парком Петровского. Теперь Народный сад. 

Когда же построили Ингульский мост, маршрут продолжили в Соляные. В 2009 году его еще увеличили. Конечную остановку от “Агроосвіти” перенесли в микрорайон Северный.  

Также до этого района можно доехать из Намыва, воспользовавшись маршрутом №7. 

А с 18 сентября 2015 возобновили работу маршрута №9. Он объединил микрорайон Северный с пассажирским железнодорожным вокзалом. Маршрут был признан нерентабельным и закрыт. Но его возвращение николаевцы встретили с радостью. По направлению к Северному он, начиная с улицы Садовой, дублирует шестой маршрут. Однако на обратном пути едет уже по улице Пушкинской и по проспекту Центральному.   

Кстати, к возобновившим свою работу маршрутам относится и №4. С его помощью из Намыва можно было добраться до старого железнодорожного вокзала. 

Эволюция николаевского троллейбуса

 Николаевский троллейбус за все годы своего существования постоянно менялся. А точнее, сначала обновлялись отечественные модели. А потом на улицах города появились зарубежные и троллейбусы. Так, на улице можно сразу увидеть почти всех представителей троллейбусного парка Николаева. 

Первыми, как уже отмечалось, были четыре троллейбуса «Киев-4» Киевского электротранспортного завода. К концу 1967 года таких троллейбусов в Николаеве было уже десять. Именно они в течение пяти лет являлись основой троллейбусного парка Николаева. Последний «Киев-4» был снят с маршрута в 1976 году. 

Параллельно с «Киевом-4» на улицах Николаева курсировали ЗиУ-5. Их в нашем городе было 54 машины. Эти троллейбусы эксплуатировались в Николаеве до 1985 года.

Однако Николаевский троллейбусный парк продолжал пополняться. В 1972 году маршруты города вышла третья разновидность троллейбуса – ЗиУ – 682. Он стал самым массовым троллейбусом на улицах Николаева. С 1985 по 1992 год именно эти троллейбусы составляли сто процентов парка Николаева. Их было 180 машин.

В конце 90-х годов двадцатого века городские власти задумались над обновлением троллейбусного парка. Первая попытка была в 1999 году. Тогда на улицах города появились три новеньких ЛАЗа. К слову, это были первые троллейбусы украинского производства. 

2002 год также стал очередным этапом обновления парка — поступило пять ЮМЗ-Т2 Днепропетровского завода «Южмаш».

Кроме обновления и безопасности пассажиров, был поднят вопрос удобства общественного транспорта для людей с инвалидностью. Так, в Николаеве стали появляться низкополые троллейбусы. Первый подобный ЛАЗ вышел на маршрут в 2006 году. 

Массовыми подобные троллейбусы стали только в 2021 году. Несколько лет депутатских споров и тендеров Николаев приобрел 40 новых низкополых троллейбусов. Их презентовали горожанам во время празднования Дня города в 2021 году. 

Но уже 14 июля 2022 года во время очередного ракетного обстрела Николаева российскими войсками в результате попадания ракеты в троллейбусное депо было повреждено 18 новых троллейбусов.  

Latest Posts