Среда, 29 мая, 2024

Как вокзал в станцию ​​превратился: история старого Николаевского железнодорожного вокзала

Старый железнодорожный вокзал Николаева, или как его сейчас называют станция “Николаев-грузовой”, когда-то был центром общественной жизни города. Как так случилось, что вокзал превратился в станцию ​​– об этом наша история на mykolaiv-future

Необходимость строить железнодорожный узел в Николаеве

Потребность Николаева в железной дороге появилась в конце XIX века. После отмены крепостного права экономка стала быстро развиваться. Города нуждались в более скоростном транспортном сообщении, чем конные экипажи. Именно такой и была железная дорога. В Николаеве возникла необходимость наладить сообщение со станцией Знаменка (сейчас Кировоградская область – ред.). Это было только начало, ведь быстрыми темпами стал развиваться морской торговый порт. Так что грузы нужно было к нему подвозить, а также отправлять в разные концы тогдашней Российской империи. И это не говоря о пассажирских перевозках. 

Так, что  в 1873 году из Николаева отправился первый пассажирский поезд, писал в своей статье И. Евтихов. Дальше железная дорога начала развиваться быстрыми темпами. В 1907 году построили линию «Николаев-Херсон», а в 1914 году — «Николаев-Колосовка». Проложили железную дорогу и в самом городе. Рельсы протянулись к судостроительным заводам “Наваль” и “Руссуд”, а также морскому порту. 

Увеличили финансирование Николаевской железной дороги. Поэтому здесь появилось современное оборудование. 

Проектирование и строительство вокзала 

Кстати, поначалу планировали строить два вокзала. Проект разрабатывал инженер Корсаков. Он и предложил идею с двумя вокзалами. Один – вблизи коммерческого порта, а пассажирский в ​​торговой части Николаева. Однако сошлись на проекте, где было только одно здание. Разрешение на строительство линий дал губернатор Николай Аркас. 

20 августа 1873 года с новенького Николаевского вокзала отправился первый пассажирский поезд, украшенный цветами и флагами. Перед этим здание освятили и отслужили там молебен. С этого вокзала отправлялись все грузовые поезда, которые везли зерно, руду, уголь. Ходили и пассажирские поезда. Их из Николаева отправлялось два: утренний и вечерний. Развивалась и инфраструктура вокзала. Здесь действовало депо, было помещение для станционных смотрителей, а также грузовые открытые и закрытые платформы. Так постепенно вокзал становится центром публичной и экономической жизни Николаева. 

Разрушение и восстановление

Своей значимости вокзал не потерял и во время прокатившихся Николаевом войн. Здесь узнавали последние новости с фронтов и столиц, которые успевали меняться по несколько раз в месяц. Но само здание вокзала, как и рельсы постоянно страдали от оккупантов. Их взрывали и снова отстраивали. Особенно досталось Николаевской железной дороге во время второй мировой войны. Нацисты разобрали рельсы и переломили шпалы, повредили и само здание вокзала. 

Поэтому в 50-х годах местные власти решили построить новый вокзал. 

Новое здание появилось недалеко от старого одноэтажного вокзала в конце улицы Пушкинской. Здесь оно находится и сейчас. И архитекторы очень постарались. Здесь можно увидеть просторный вестибюль. А все входы украшают арки. Авторы проекта нового вокзала пытались сделать главные железнодорожные ворота Николаева оригинальными и архитектурно привлекательными. Позаботились даже об общем ансамбле привокзальной площади. В 1956-1958 годах по проекту архитектора В. Скуратовского построили пятиэтажный жилой дом. Здесь применили все возможности «сталинского ампира», чтобы сделать его привлекательным. Ведь это первое, что видят гости Николаева. В то время это был самый лучший жилой дом в городе. 

Распределение поездов и превращение вокзала в станцию

В начале 80-х годов прошлого века в Николаеве построили новый вокзал. Именно новый вокзал, а не здание. Даже разместили его в новом месте. Сначала со старого вокзала отправлялись только поезда, которые начинали свой путь из Николаева: Николаев — Киев, Николаев-Москва и т.д. Они и возвращались на этот вокзал. Однако со временем эти поезда перевели на новый вокзал. На старый прибывали только пригородные поезда.

Сейчас о том, что это был пассажирский вокзал, напоминает только табличка “Касса”. Изменившийся статус – это теперь железнодорожная станция. А само здание принадлежит Украинскому строительно-монтажному управлению, расположенному в Херсоне. У собственника лишних средств на вокзал нет. Так что он постепенно разрушается. Когда-то аккуратная привокзальная площадь, которой гордились николаевцы, превратилась в розничный рынок, где свою продукцию продают жители окрестных сел. 

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.