Четверг, 11 августа, 2022

Как в Николаеве появились трамваи 

Общественный транспорт — это неотъемлемая часть каждого города.  В Николаеве представлены практически все виды общественного транспорта — маршрутки, такси, трамваи, троллейбусы, автобусы. 

Первый трамвай появился в Николаеве в 1897 году. И тогда он работал на конной тяге. То есть, трамвайный вагон двигался благодаря лошадям, которые катили его по рельсам. Больше на mykolaiv-future.com.ua.

Все началось с конки 

Первым этапом к запуску курсирования конки в Николаеве начался с мощения улиц. В конце 19-го века во время закладывания брусчатки было решено проложить еще и рельсы. Обсуждение всего этого заняло целых 10 лет. Городские власти на протяжении десяти лет спорили о необходимости и обоснованности существования конки. Только в 1892 году тогдашний городской архитектор Е. Штукенберг занялся проектированием николаевской конки. По предварительным планам архитектора решено было создать 11 верст конно-трамвайной дороги.

В 1897 году в Николаеве было создано «Бельгийское анонимное общество николаевских конно — железных дорог», которое регулировало деятельность конки.

Особенности конно-железной дороги в Николаеве

Первая конная дорога была одноколейной. Имелись специальные съезды и разъезды для пропуска других конок. 

С появлением первых коннок были установлены и правила движения для них. Первый, кто подъезжал к разъезду коннок должен был ждать вторую конку. И только после ее проезда можно было двигаться дальше. Когда две конки встречались на месте разъезда, то проезжающая конка обязана была отдать пропускающей конце жезл, который символизировал первостепенность проезда. Из себя этот жезл представлял стержень с большим круглым набалдашником на конце. Такая же система разъездом сохранилась и для поездов. 

В конце 1890 годов городская дума выдвинула новые правила для движения коннок. Двигатся конка обязана была со скоростью 7-12 верст в час ( 8- 13 км/час). Лошади обязаны были идти только рысью. Разъезды должны были находится на расстоянии 430 метров друг от друга. Некоторые трамвайные остановки в Николаеве так и сохранились на месте старых разъездов.

Городская конно-железная дорога имела в своем распоряжении два депо. В этих депо располагались стайни для лошадей с едой и водой, а также стоянки для вагонов. В депо можно было осуществить ремонт вагонов и ветеринарный осмотр лошадей. Одно из депо было построено в  1900 году.

В Николаеве курсировали два вида вагонов — зимний и летний. Отличались они друг от друга своей конструкцией. Летние вагоны имели открытый верхний этаж. От дождя и сильного ветра использовали кожаные накидки. Более поздние варианты летних вагонов были более вместительные и имели свободную заднюю площадку, где пассажиры могли ехать стоя. Конка в Николаеве просуществовала почти 17 лет.

Как электротяга заменила конку

В начале 1900-х годов начались попытки перевести конку на электротягу. Николаевские городские власти начали процесс перемен с переписки с бельгийским сообществом. И в 1909 году началась проектировка первого николаевского электромвая. 

Разработан и построен он был в Петербурге. Это еще одно связующее звено, которое объединяет эти два города. Постройкой вагона занялась бельгийская фирма «Сименсъ и Гальске». Николаевские власти были вынуждены потратить на первый вагон на электротяге два миллиона рублей.

До 1913 года конка пребывала в собственности бельгийского сообщества. И только в 1913 году она перешла в собственность города. николаевские власти сразу занялись ее перестройкой под новые стандарты. И торжественный запуск первого электро трамвая произошел 21 декабря 1914 года. 

В том же году на Базарной площади установили трансформаторную подстанцию для осуществление работы трамваев. С целью сохранения эстетического вида города вокруг подстанции соорудили специальную постройку с башней на углу. Окна с отделкой, красная черепица, колоннада, балкон и другое. По мере увеличения количества трамваев рядом с первой подстанцией построили еще одну.

На постройку нового вагона тратилось много времени. Из-за этого поначалу использовали старые вагоны от конки. Их изменяли под новые стандарты. Закрывали открытые части летних вагонов, убирали ступеньки вдоль вагонов, которые использовали для проезда «прицепом».

Первые электротрамвай, в отличии от их современных родственников, не имели токоприемников на крыше вагонов. Подача электроэнергии осуществлялась непосредственно по рельсам. В наше время некоторые электропоезда продолжают использовать такой прием подачи электроэнергии. В частности, японские скоростные поезда.

Новые электропоезда двигались по четырем основным маршрутам. Протяженность всех трамвайных линий составляла почти 24 километра.

Переход от конки к электро трамваям происходил постепенно. И в Николаеве был период, когда конки и трамваи на электротяге ходили одновременно. А во время революции в 1917 году, когда Николаев неожиданно остался без электроснабжения, конки снова вернулись на улицы города. Конки снова курсировали вплоть до 1925 года.

Советские трамваи Николаева

Во время Советского союза в Николаеве началась реконструкция  трамвайных путей. Большую часть вагонов для трамваев изготовляли на заводе им. Марти (Ленинградский судостроительный завод имени Андре Марти). Во второй половине 1920-х годов трамвайный парк Николаева пополнился новыми вагонами: моторными и прицепными, в общем количестве 40 штук. Первые вагоны трамваев просуществовали до 1960 года. В конце 50-х годов в Николаеве появились трамваи  повышенной комфортности. Деревянные скамейки заменили на мягкие сидения. В кабине водителя появилось отопление, а двери стали автоматическими.  

Острая нехватка трамвайных вагонов в городе привела к необходимости покупать вагоны в других городах и на других заводах. Для разработки вагонов нового поколения были привлечены инженеры из Харькова. В 1933 году трамвайный парк пополнился вагонами из Мытищинского завода. В 30-е годы протяженность николаевских путей составляла более 40 километров.

Во времена Великой Отечественной войны трамваи использовали для транспортировки раненых в больницы города. Все тогда в городе работало на будущую победу. Война откинула николаевские трамваи на несколько лет назад. И после победы по городу курсировали трамваи без дверей, с деревянными лавками.

 В то время в вагонах вместе с водителем курсировали и кондукторы, которые производили обилечивание горожан. Для обеспечения безопасности горожан, кондуктор следил за тем, чтобы трамвай не тронулся пока все пассажиры не сядут в него. Для этого по вагону была протянута веревка с колокольчиком в кабине машиниста. Когда все желающие садились в трамвай кондуктор дергала за веревку, тем самым давая машинисту разрешение на начало движения.

Николаевские трамваи в независимой Украине

При обретении независимости Украины николаевские трамваи претерпели череду изменений. В 1996 году на улицах города появились бело-голубые вагоны. Также изменилась система оплаты проезда. В 70-х годах 20 века оплата совершалась посредством использования кассового аппарата, но при обретении независимости в Николаев вернулись кондукторы и контролеры.

В начале 21 — го века на улицах города курсировало 145 трамвайных вагона, которые находятся в собственности «Николаевэлектротранс»

Трамваи —  это пожалуй один из самых романтичных видов общественного транспорта. Звон трамвайного сигнала, стук колёс — романтика летних вечеров. Чаще всего трамвайные пути в городах проходят через ее центральную часть, старинную часть города. И это еще и один из доступных способов осмотреть центральную часть города.

Latest Posts