Суббота, 13 августа, 2022

Первые фонари и тарифы: как в Николаеве появилось электричество

Хотя Николаев был промышленным и портовым городом, электрифицировали его не сразу. Перед тем, как наш город получил такое благо цивилизации, как электричество, городским властям нужно было побороть собственные сомнения и так сказать скупость. Вспомним, как это было на mykolaiv-future.

Долго думали и наконец решились

Первые электрические лампочки могли засиять в Николаеве еще в конце 19 века. Но не суждено. Керосиновые фонари освещали улицы города даже тогда, когда в подобных промышленных городах уже стали активно пользоваться электричеством. 

В Николаеве о строительстве городской электростанции стали говорить с конца 19 века. В 1895 г. тогдашние депутаты впервые рассмотрели проект ее строительства. Однако гласные не спешили: обсуждали, взвешивали все моменты, искали способ сэкономить. И так увлеклись разговорами, что обсуждение проекта электростанции длилось шесть лет. Лишь в 1901 году Городская дума наконец-то определилась с подрядчиком. Контракт получила фирма «Сименс и Гальске». 

Определились с местом, где расположена электростанция. Строить ее начали на Каботажном спуске. Рядом располагались порт, элеватор и судостроительный завод “Наваль”. Но любопытный факт. Электростанцию ​​строили совсем не для промышленных предприятий. Она должна была освещать Городскую думу и Соборную площадь.  

Строительство электростанции и появление первых фонарей в Николаеве

Инвестор был зарубежный и приступил к строительству с немецкой точностью. «Сименс и Гальске» привезли качественное оборудование. На строительство были привлечены лучшие специалисты. Вложенные городом в электростанцию ​​средства отработали честно. Кстати, Николаевские власти заплатили за строительство электростанции 305 тысяч рублей. К тому времени это были очень большие средства. 

Если Николаевская дума размышляла над тем, нужно ли городу электричество шесть лет. То немцы построили электростанцию ​​за год. В 1902 году Городская дума приняла в эксплуатацию новую электростанцию. 

А теперь второй любопытный факт. На электростанции с момента ее пуска работало 29 человек. А возглавлять такое предприятие было поручено крестьянину Гренкову. Он исполнял обязанности электротехника и управлял Николаевской электростанцией. Для єтого ему было достаточно школ электриков. Лишь впоследствии его сменил опытный инженер Карл Рекач. Произошло это по требованию представителя “Сименс и Гальске”. 

Как и планировалось первые фонари появились на Соборной площади. Мощности станции для этого хватало. Но расширение производства на заводах Николаева требовало быстрой электрификации. Так что мощность городской электрической станции решили увеличить. На этот раз город решил сэкономить. Поэтому часть мощных «дизель-динамо» машин производили в Германии, а часть на местном заводе «Наваль». 

Дальше больше. В Николаеве власти решили сменить наконец конку на электрический трамвай. Случилось это перед мировой войной. Так что для этого построили подстанцию. А электростанцию ​​доукомплектовали оборудованием.   

Николаевскую электростанцию ​​строили и переоснащали на протяжении всей ее работы. В советское время здесь начали производить не только электроэнергию, но и тепло. Так что предприятие из небольшой электростанции стало «Николаевской теплоэнергоцентралью» — ТЭЦ.

О потребителях и тарифах

Уже отмечалось, что первоначально электростанция должна была работать только на два объекта – Городскую думу и Соборную площадь. Впоследствии добавились и Николаевские заводы. Например, в 1916 году для абонентов было отпущено более полумиллиарда киловатт-часов электроэнергии. Причем из них 40 тысяч пришлось на кинематографы. 

Но электричество появилось и в домах николаевцев. Конечно, позволить освещать дома с помощью электрических лампочек могли только обеспеченные люди. Ведь жителей города платили за электричество гораздо больше, чем предприятия. Заводы платили за это благо цивилизации от 8 с половиной до 17 копеек. А вот обычный потребитель должен был заплатить 40 копеек за киловатт. 

Latest Posts

.