Понедельник, 29 ноября, 2021

Дорогой сердцу металлолом: крейсер «Украина» не могут достроить уже 30 лет и предлагают порезать на металл, расстрелять или затопить

Былая слава Николаева, как центра кораблестроения Украины, уже давно осталась на страницах истории. Символом разрухи и былой мощи является многострадальный ракетный крейсер «Украина», который еще 30 лет назад спустили на воду на Николаевском судостроительном заводе, но до сих пор так и не достроили 5% судна. Далее расскажем об истории создания корабля и разберемся, почему крейсер превратился в никому не нужный, но такой дорогой в содержании металлолом. Далее на mykolaiv-future.

Сначала был крейсер «Адмирал флота Лобов»

Николаевский судостроительный завод имени 61 коммунара получил заказ на строительство ракетного крейсера, который сейчас называется «Украина», еще в далеком 1984 году. Соответствующее заказ поступил от Военно-морского флота СССР. Сначала судно должно было называться «Адмирал флота Лобов», его конструкцию разработали в тогдашнем Ленинграде. Общая стоимость реализации проекта строительства составила 600 млн долларов.

Как в 90-х Россия и Украина делили военный корабль

За шесть лет николаевские судостроители построили корпус судна и в 1990 году спустили будущий крейсер на воду. Затем Советский Союз развалился и возник вопрос, кто станет его владельцем. Перипетии продолжались до 1993 года, пока крейсер не вывели из состава Военно-морского флота России и не передали его в собственность Украины. На момент передачи судно было готово на 75%. Уже в следующем году Украина сформировала экипаж для крейсера, но он так ни разу и не поднялся на борт корабля. Денег на завершение работ не было.

Леонид Кучма дал крейсеру «Украина» шанс на достройку

Через 14 лет после начала грандиозного строительства о крейсер «Украина» вспомнил президент страны Леонид Кучма. В 1998 году было принято решение достроить военный корабль и сформировать команду заново. Тогда было выполнено еще 20% работ. Казалось, что еще каких-то 5% и ракетный крейсер «Украина» станет настоящей гордостью отечественных Военно-морских сил, но этого до сих пор не произошло. Уже 20 лет крейсер стоит недостроенным на 5%.

Как украинская власть распорядилась недостроенным крейсером

Начиная с 2004 года украинская власть начала искать применение недостроенном судну. Тогда его открыли для проведения экскурсий. Уже 5 сентября 2005 Кабмин принял решение выставить крейсер «Украина» на продажу. Этому решению предшествовали переговоры министров обороны Украины и России в апреле 2005 года, на которых Анатолий Гриценко и Сергей Иванов решили не достраивать крейсер, из-за отсутствия необходимости в таком военном судне. Пока на заводе 61-коммунара подсчитывали убытки, из-за замораживания проекта, интерес к его приобретению проявляли Китай и Индия. Министерство обороны Украины с тех пор не раз заявляло, что крейсер «Украина», который десятки лет простоял в Николаеве, им не нужен.

Крейсер так и не смогли продать России

Попытки продать военный корабль России в 2010 году тоже не увенчались успехом. Уже в 2011 году россияне заявили, что могут принять «Украину» только бесплатно. Переговоры продолжались до 2013 года. Тогда Россия согласилась купить недостроенный крейсер за 1 млрд рублей. Частичный ремонт должны были провести еще в Украине, а вооружить его уже в России. Этой сделке не суждено быть реализоваться.

За счет продажи судна можно было выплатить долги завода 61 коммунара

В 2014 году, после того как власть в Украине изменилась, вопрос о срочной продаже крейсера поднял тогдашний председатель ОГА Николай Романчук, которого впоследствии задержали на взятке. Романчук написал соответствующее письмо-обращение к премьер-министру Арсению Яценюку. За счет средств, полученных от продажи корабля, тогдашний председатель ОГА хотел выплатить долги перед работникам завода 61-коммунара, ведь судно все эти годы находится на его балансе. Кроме того, что крейсер «Украина» уже 30 лет стоял недостроенным, он еще и приносил заводу колоссальные убытки — более 6 млн грн в месяц.

Порошенко решил демилитаризовать судно и продать на лом

В 2015 году крейсер «Украина» вновь планировали выставить на продажу. Через два года Петр Порошенко подписал указ о его демилитаризации. Министерство обороны Украины официально отказалось от судна 5 декабря 2017. В том же году президент Украины принял еще одно решение: снять с крейсера все оборудование и продать недостроенный корабль на лом.

 В таком состоянии корабль простоял еще два года, пока посмотреть на многострадальный крейсер в 2019 году не приехал новый президент Владимир Зеленский. Он заявил, что пилить на металл крейсер не позволит. После этого заявления ситуация вновь зашла в тупик.

Крейсер «Украина» — мертвый балласт и мишень

Фактически, последние 15 лет украинская власть на уровне Министерства обороны и президента неоднократно заявляла, что крейсер «Украина» никому не нужен — это мертвый балласт. Недавно украинский военный эксперт Тарас Чмут заявил, что многострадальный николаевский крейсер необходимо просто расстрелять и решить проблему раз и навсегда. Все оборудование он предложил снять для использования на других военных судах, а сам корпус продать с аукциона, затопить и сделать туристической достопримечательностью или использовать в качестве мишени для военных учений, любым способом избавиться от этого бремени.

На днях командующий ВМС Украины Алексей Неижпапа еще раз подтвердил сложившуюся много лет назад позицию ВМС по николаевском крейсеру. Судно не будет входить в состав Военно-морских сил и не нужно военным. Сейчас он только большая мишень и все.

Стоит добавить, что в 2017 году Петр Порошенко и в 2019 году Владимир Зеленский подписывали распоряжение, чтобы демилитаризовать судно, но за эти три года никто к выполнению президентских решений так и не приступил.

Подытоживая отметим, что масштабное строительство, которое началось еще в 1984 году и оценивалось в 600 млн долларов, остановилось  всего за полшага от реализации. Готовый на 95% мощный военный корабль уже 15 лет как официально никому не нужен и 30 лет ржавеет на заводе 61-коммунара. За это время он стал символом разрухи и потери величественной кораблестроительной славы Николаева.

Latest Posts