Пятница, 26 апреля, 2024

От конного к электрическому: какой общественный транспорт есть в Николаеве

Общественный транспорт в Николаеве существует почти столько же, сколько лет нашему городу — более 200. Он прошел эволюцию от извозчиков с их “пролетками” до современных комфортабельных автобусов. Давайте посмотрим на чем ездили и ездят николаевцы по дорогам своего города. Больше на сайте mykolaiv-future.com.ua.

Извозчики с “пролетками”

Первыми, кто может называться общественным транспортом в Николаеве стали извозчики. Их можно сопоставить с современными маршрутками или такси. Хотя бричка и лошадь могли быть собственностью извозчика, все они были на учете специальной биржи извозчиков. Таким образом власти пытались регулировать этот транспортный бизнес. 

Была такая и в Николаеве. Первая подобная биржа появилась в нашем городе в 1967 году. Находилась она на улице Левадовской. Сейчас на месте, где собирались извозчики, расположено здание Заводского районного суда. Обустроили биржу быстро и просто: установили камышовое ограждение, а рядом соорудили здание биржевого старосты. С того момента все извозчики в Николаеве должны были встать на учет и работать, соблюдая определенные правила. Как видеим «стихийные» перевозчики, были настоящим злом и в 19 веке. 

Какие же правила были прописаны для николаевских извозчиков?

Во-первых, извозчики должны были подавать экипажи поодиночке, а не приезжать по нескольку. Также не разрешалось никаких грубостей по отношению к пассажиру. Вернуть бы эту норму и сейчас. Городская дума даже определилась со скоростью, с которой экипаж должен был ездить по улицам. Она должна быть умеренной и никакой гонки. Кроме того, извозчики должны быть предельно внимательны на перекрестках. Если пассажир случайно забыл свои вещи в экипаже, извозчик должен сдать его в полицию. 

Если извозчик эти правила нарушал, его могли оштрафовать. Злостным нарушителям грозило лишение лицензии. Ее могли забрать и навсегда. Поэтому извозчики в основном правила соблюдали, ведь работа была прибыльной, а семью нужно кормить. Кстати, этот вид общественного транспорта долгое время существовал в Николаеве. Воспользоваться услугами извозчика можно было до 20-х годов прошлого столетия. 

Конка или конная железная дорога

Прогресс, как известно, не стоит на месте. Итак, в конце 19 века на улицах Николаева появилось такое транспортное чудо, как конный трамвай. В народе его называли просто – конка. 

Обсуждать вопросы пуска конки в Николаеве Городская Дума начала в 80-е годы 19 века. В то время в городе начали мостить улицы. Так что решили одновременно  проложить и рельсы. Как и раньше, в Николаеве все делается долго, поэтому обсуждение заняло почти 10 лет. Лишь в 1892 году городской архитектор Евгений Штукенберг смог приступить к проектированию конки в Николаеве. Рассчитывали построить 11 верст конно-трамвайной дороги. Еще три года выбирали подрядчика, кто эту конку построит. Договор, который был подписан с подрядчиком, а им стали дворянин Романович и военный в отставке Лихарев, состоял из 34 параграфов. Акционерами николаевской конки стали бельгийцы. И вот, наконец, в 1897 году строительство конной железной дороги в Николаеве началось. 

Кстати, построили быстро. 25 июля 1897 конку торжественно открыли, а перевозки пассажиров начались на следующий день. Транспорт стал так популярен, что только за первый день заработок от конки составлял 230 рублей. Первый маршрут ходил на Военный рынок. Сейчас это район Народного сада. В последующие годы количество маршрутов было увеличено. Конным трамваем горожане могли добраться в Спасск. Отметим, что названные нами два маршрута функционируют и сейчас. Действует старое правило – тормозить на спуске в яхт-клуб. Там и сейчас притормаживают трамваи, а для конки специально стоял знак «Ехать шагом». 

В 1900 году в Николаеве действовало четыре маршрута конки. Выстроили новое депо, где содержали 80 лошадей. Всех их специально обучали возить вагоны, выдерживать определенную скорость. Вагончики с лошадьми перевозили николаевцев в течение 20 лет – пока им на смену не пришел электрический трамвай. 

Электрический трамвай

Электрического трамвая в Николаеве могло и не быть. Когда городские власти задумались о пуске этого вида транспорта в городе, был 1914 год. В мир бушевала Первая мировая война. Какой трамвай такое время? Тем более что город уже выкупило у бельгийцев конку. Тем не менее, Городская Дума приняла решение – трамваю в Николаеве быть. Даже отказались от финансирования фирмы «Сименс». Все работы были оплачены из городского бюджета. 

Сочинять новое не стали. За основу приняли существующие маршруты конки. Поэтому на улицах, где уже были пути, установили электрические столбы и протянули провода. Специально для трамваев была построена новая электрическая подстанция на перекрестке улиц Соборная и Херсонская. Для вагонов пришлось приспосабливать существующие маршруты. Под мостом на Каботажном спуске снизили уровень дороги, чтобы трамвай свободно проехал. Потом боролись с грязью, которую сюда приносили ливни. 

Но больше всего проблем было с вагонами. Купить импортные не могли из-за существования запрета на импорт. Заказали на Русско-Балтийском заводе. В результате получили полный брак. Пришлось перерабатывать и ремонтировать, ведь во многих вагонах отсутствовало даже стекло в окнах. 

Но, несмотря на все проблемы 21 декабря 1914 года в Николаеве заработал электрический трамвай. Можно сказать, что это – самый старый вид общественного транспорта, который функционирует и по сей день. Кстати, перерыв в работе николаевского трамвая был всего два раза. Первый – в период Гражданской войны, когда не работала городская электростанция. Второй в начале оккупации, когда электростанцию ​​взорвали. Немецкие инженеры ее отстроили и движение трамваев возобновили. 

Отметим, что более чем за 100 лет существования николаевский трамвай претерпел немало изменений. Самая существенная реформа состоялась в 60-х годах прошлого века. Тогда трамвай перестал быть узкоколейным. Появились новые вагоны, которые мы можем увидеть на маршрутах и ​​сегодня. 

Кстати, о вагонах. Новые вагоны город последний раз закупал в середине 90-х годов 20 века. Их было немного. Далее в трамвайном депо стали появляться вагоны, бывшие в употреблении. Так на маршруты вышли чешские трамваи, которые сами работники «Николаевэлектротранса» за цвет назвали «баначиками». 

Проблему с подвижным составом на предприятии пытаются решить своими силами. Нет возможности купить новый вагон, так сделаем его сами. Такой новый трамвай горожане увидели в 2021 году в День города. Сейчас в депо таким образом обновляются еще три вагона. 

Николаевский троллейбус

Николаевскому троллейбусу в 2021 году исполнилось 54 года. По этому случаю даже выпустили специальный тираж проездных билетов. А с чего все началось?

С самого начала в Николаеве было всего шесть троллейбусов. В первый раз на маршрут они вышли 29 октября 1967 года. Маршрут был только один — от старого железнодорожного вокзала до кольца у старого кладбища. Маршрут назвали №1. 

Отметим, что троллейбус быстро приобрел популярность. Количество машин в парке увеличивалось, как и количество маршрутов. За последние 30 лет количество троллейбусных маршрутов в Николаеве менялось. Самый большой маршрут «Намыв — Вокзал пассажирский» пережил все реформы и сохранился, ведь он объединяет два конца города. А в этом году даже выиграл конкуренцию с частными маршрутками. Городские власти предпочли общественный транспорт на проспекте Центральном. Сейчас власть готовит пуск троллейбуса в самый отдаленный район города — Корабельный. Там уже установлены опоры для линии. А также город занимается обновлением подвижного состава. Ремонтировать троллейбусы так,  как трамвайные вагоны в Николаеве не стали, а закупили новые. Презентация новых машин состоялась 11 сентября 2021 во время празднования Дня города. Сейчас новые троллейбусы можно увидеть на 6 маршруте. В мэрии уверяют, что скоро их станет больше. 

Коммунальные автобусы

Этот вид общественного транспорта должен составить основную конкуренцию частным маршруткам. Город в лизинг закупил 13 автобусов «Зеленые» автобусы, как назвали их горожане, обслуживают самые длинные маршруты: в Корабельный район, Терновку и Ракетное урочище. Там возникали самые большие транспортные проблемы: разбитые маршрутки, а также их малое количество. 

В первый раз они вышли на маршруты 5 июля 2019 года. Николаевцы оценили этот вид транспорта сразу: комфортные, с кондиционерами, низким входом, а главное с точным графиком движения очень удобно. Отметим, что емкость автобусов тоже значительна. В нем одновременно могут ехать 70 человек. 

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.