Пятница, 29 марта, 2024

Ровесник города: взлеты и падения Николаевского морского порта

Мало кто представляет себе Николаев без всех его портов. Однако Николаев был портовым городом от своего основания. Ведь именно коммерческий порт когда-то спас город от упадка. Предлагаем вам историю старейшего порта в Украине. Далее на mykolaiv-future.

Первый Николаевский порт

Основание нашего города всегда ассоциируется у жителей с первой верфью на Ингуле. Но мало кто знает, что чуть ниже по течению, где расположен Дикий Сад, в 1789 году была создана Вольная гавань. Фактически это был первый порт не для военных, основанный согласно ордеру князя Потемкина. Начальником порта назначили Александра Бестужева – отца будущих декабристов Бестужевых. В то время Вольная гавань принимала как гражданские суда, так и военные корабли.  

Развитие торговли в Николаеве и строительство коммерческой гавани

Хотя Николаев оставался «закрытым» городом, торговля в нем постепенно развивалась. Не все грузы, приходившие в город на судах, были военными. Поэтому в 19 веке городские власти приняли решение — отгружать отдельно военные и гражданские грузы. Тем более что в городе уже была своя каботажная флотилия. Водное сообщение наладили с соседними Херсоном и Одессой. Выходили в Черное море. Николаев экспортировал хлеб, овощи. А вот ввозили дефицитную древесину и соль. 

Отдельную пристань для купеческих судов построили в районе Поповой балки, на улице 1-й Слободской. Всего пристань могла одновременно принять до 30 судов. Ее месторасположение было очень удобным. Эта гавань была защищена от штормов. Николаев потратил на ее строительство 64 тысяч рублей. А швартовку в ней нужно было оплачивать. 170 килограмм веса стоили одну копейку. 

Однако, из-за «закрытости» города нормально пристань так и не заработала.

Появление коммерческого порта

Как известно, поражение Российской империи в Крымской войне привело к тому, что этому государству по международным соглашениям нельзя было 30 лет строить военные корабли. Верфи оказались на грани закрытия, а люди остались без работы. Городу угрожал упадок. Спасти Николаев могло только изменение его статуса — нужно было превратить его из «закрытого» города в обычный и пустить в него коммерсантов. 

Губернатору фон Глазенапу удалось буквально выпросить высшее разрешение на строительство коммерческого порта. 1 июля 1862 г. в Николаеве заработал коммерческий порт. 

Коммерческий порт вернул Николаев в активную жизнь. В город стали прибывать инвесторы. Более чем через 10 лет от своего открытия Николаевский коммерческий порт начал выходить в лидеры среди портовых городов. Перед Первой мировой войны уже был одним из самых мощных в Российской империи. Здесь отгружали все – от хлеба до марганцевой руды.

Николаевский порт в советские времена

История порта в тот период – это сплошные социалистические соревнования. Главным соперником того времени были херсонцы. Тем не менее, порт развивался. Перед оккупацией Николаева в порту были причалы с современным оборудованием.

Быстро восстановили его и после освобождения Николаева. С этого времени коммерческий порт только увеличивал объемы грузов.

Времена независимой Украины

Изменения коснулись и порта. Он сменил название и стал государственным предприятием «Николаевский морской порт». Однако трудно было выживать из-за нарушения торговых связей. Так что фактически порту пришлось начинать все сначала. Помогли инвесторы, которые пришли в порт во второй половине двухтысячных. 

Сейчас порт вернул себе упущенные позиции, активно сотрудничает со стивидорными компаниями. 

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.