Суббота, 13 августа, 2022

Как в Николаеве с плохими дорогами боролись: экскурс в историю

Жители Николаева часто ругают власть за плохие дороги. Часто старшее поколение вспоминает, что раньше дороги были ровными, а тротуары шире. А действительно ли это так? Предлагаем вам небольшой экскурс в историю николаевских дорог. Дальше на mykolaiv-future.

Мостили ли в Николаеве улицы с начала основания города?

Как оказывается в нашем городе с благоустройством дорог никогда не спешили. До семидесятых годов 19 века на дорогах Николаева не было даже брусчатки. Особенно непроходимыми становились улицы Слободки и Военные. Власть не спешила наводить там порядок. 

Как и сейчас, главы города больше озабочены его центром. Немного брусчатки появилось на улице Адмиральской и Ингульском спуске. Тогда этому поспособствовал адмирал Алексей Грейг. Первая брусчатка была там положена в 1819 году. Тогда благоустройством улиц в городе занимался архитектор Федор Вунш. В планах было продолжить класть брусчатку. Но когда в 1824 году работы решили возобновить, то против появления лучших дорог в Николаеве выступили горожане. Оказывается за удобство нужно было платить. А николаевцы решили, что лучше месить грязь, чем заплатить за хорошие дороги. Адмирал Грейг нашел небольшие суммы в морском ведомстве. Но денег хватило только на улицу Соборную. Тогда же на Адмиральской и Соборной появились первые тротуары. На них с двух сторон посадили тополя и акации. Кстати, традиция сажать деревья в два ряда сохранилась в Николаеве до наших дней.

Как строительство дорог в Николаеве от переписки с Санкт-Петербургом зависело

С середины 19-го века горожане все же пожелали иметь в Николаеве нормальные дороги. Действительно город развивался, а пройти в театр или магазин осенью или весной, не загрязнив обувь и одежду, было почти невозможно. Дожди размывали улицы, и от этого страдали торговцы. Ведь в грязи ломались телеги, а товар, упав на такую ​​дорогу, был испорчен. Так что местные жители готовы были уже и заплатить, чтобы грязь исчезла с улиц Николаева. 

Тем не менее, помешал благоустройству закон. Чтобы начать укладывать брусчатку в Николаеве, нужно получить разрешение из Санкт-Петербурга. Краевед Игорь Гаврилов исследовал вопросы усовершенствования николаевских дорог. В Государственном архиве он нашел переписку трех николаевских губернаторов Николая Аркаса, Михаила Манганари и Алексея Пещурова с канцелярией Его императорского величества. Именно на таком уровне решалось, будет ли у Николаева улицы с брусчаткой. В столице Российской империи разрешать не спешили. Переписка продолжалась с 1875 по 1883 годы. Губернаторам пришлось доказать потребность нашего города в нормальных дорогах. Наконец-то разрешение получили и приступили к работе. Первыми замостили 15 объектов. Это дороги, которые вели к портам, Варваровскому мосту, а также к государственным учреждениям и учебным заведениям. Достроили и дорогу на Спасск. Этот долгострой почти 10 лет припадал  песком и уже начал разрушаться. Власть и подрядчики постарались во славу. Брусчатка пережила столетие и сейчас еще есть на некоторых улицах Николаева. Ее можно увидеть на улицах Обсерваторной и Севастопольской. Но наиболее известна брусчатка на Ингульском спуске. Кстати, проглядывает старая дорога и на Центральном проспекте. Раньше это была улица Херсонская. 

Новый век и новые технологии в строительстве дорог

В 20-м веке в Николаеве продолжили мостить улицы. Пока клали брусчатку. Работы прерывались дважды: во время революции Второй мировой войны. Тогда блага цивилизации почувствовали жители отдаленных улиц. Мостили дороги даже на хуторе Водопой, который уже стал частью города. 

Как писала историк Елена Пономарева, в начале 30-х годов прошлого века в Николаеве было уже 124 улицы, из которых 56 имели грунтовые дороги. 

В послевоенные годы дорожные работы продолжились. А во второй половине 20 века брусчатку заменяет асфальт. Он не так долговечен, но укладывается гораздо быстрее. 

Николаевские дороги в наше время

21 века Николаев встретил не только с дорогами, которые нужно ремонтировать. Часть удаленных улиц и переулков вообще никогда не асфальтировались. Большим ремонтом стала замена асфальта на улице Соборной в 2008 году. Тогда этим гордился мэр Владимир Чайка. Отремонтировали и проспект Центральный. После одной зимы снег сошел вместе с асфальтом. 

Кажется, что ремонт городских дорог никогда не прекращался и не прекратится. Здесь свой “вклад” сделали грузовики, которые разрушают улицы летом. В прошлом году ремонтировали Большую Морскую и Пушкинскую. Уложили новый асфальт на проспекте Героев Украины. А надолго ли?

Latest Posts

.