Сейчас почтовые отделения николаевцы посещают не так часто, как раньше. Да и круг популярных сейчас почтовых услуг существенно сузился. А курьерская доставка сделала ненужным поход на почту за посылкой. Однако стоит вспомнить, а с чего начиналась Николаевская почта. Дальше на mykolaiv-future.
Первая почта в Николаеве
Первая почтовая служба в Николаеве появилась почти вместе с Адмиралтейством в 1789 году. известен и адрес почтовой конторы — Адмиральская, 23. Здание до нашего времени не сохранилось. Но на Николаевщине в то время уже работала мощная почтовая станция в Ольвиополе. Сейчас это современный город Первомайск. В начале 1800-х годов собственная конно-почтовая станция начала работать и в Николаеве. Но частную корреспонденцию можно было отправить только частным почтальоном. Этим в Николаеве занималась контора купца Самокишина.
Николаевская почта в 19 веке
Почтовую структуру постоянно реформировали и реформируют. Не стал исключением и 19 век. Сенат принял решение оптимизировать работу почтамтов и просто уменьшил их количество до двух – Московского и Петербургского. А потовые конторы делили на классы. Николаев в то время территориально относился к Херсонской губернии. Поэтому в нашем городе была только земская контора. Здесь работали 23 человека, из которых десять были почтальонами.
Кстати, для работников почты существовала куча ограничений и требований. Они касалась, как одежды, так и лошадиной сбруи. Например, колокольчик для лошадей имели право вешать только на почтовые повозки. Также почтальоны должны были носить специальную униформу. Кроме этого, работники почты должны были иметь определенное образование и знания. В частности, работники пограничных почтовых контор должны были знать несколько иностранных языков. За это они получали даже доплату.
Появление коммерческой почты
Сейчас никого не удивишь наличием частных почтовых компаний. Посылку можно отправить почтовым оператором, который наиболее подходит. Оказывается, коммерческая почта существовала в Николаеве еще в 19 веке. Действительно, как могли коммерсанты обойти вниманием такой источник прибыли? Поэтому с 1830 года заработали «свободные» почты. Оказывается, что организовать почтовую контору мог любой человек. Главное получить разрешение. Было только одно отличие. Частные почтовые конторы помощи от государства не получали. Так что стоимость их услуг была дороже, чем у государственных. Кстати, так же, как и сегодня.
Еще один любопытный момент. В те времена не было почтовых ящиков, так что конторы договаривались с магазинами, что корреспонденцию местные жители будут оставлять у них. Ежедневно ее забирал почтальон.
На поезде и пароходе
19-й век принес почте немало изменений. Но главное, что корреспонденцию посылки стали доставлять не только конным транспортом. появились почтовые вагоны в поездах. А потом к этому делу присоединились пароходы. Как вспоминает историк И. Миронова, коммерсанты и здесь нашли себе выгоду. Так пароходные компании перевозили почту бесплатно, но под так называемым почтовым флагом получили льготы на ремонт. А вот по железной дороге почта из Николаева шла в Киев, а уже отсюда рассылалась во все уголки мира. Сейчас почту перевозят по всем видам транспорта.
И несколько слов о зданиях почтовых контор. В Николаеве до сих пор сохранилось здание, где с конца 19 века размещалась почтовая контора. Это здание авторства архитектора Евгения Штукенберга по адресу Наваринская, 2. Сохранилась и уникальная резьба по камню. Здесь почтамт размещался даже в советское время.
Только в семидесятых появляется современное здание главпочтамта Николаева.