Пятница, 21 января, 2022

Такие разные амплуа первой трамвайной подстанции в Николаеве

Мимо маленького замка, расположившегося в самом центре Николаева, на пересечении проспекта Центрального и улицы Соборной, ежедневно проходят множество николаевцев и туристов нашего города. Вот уже более 100 лет он является украшением центра города, своеобразной визитной карточкой, той «изюминкой», которая позволяет воскликнуть «Это же Николаев!» при единственном взгляде на фото. Каждый николаевец сохранил это здание в своей памяти по-своему: для тех, кто силен в истории родного края – это подстанция, кто-то помнит здание как кафе «Садко», кто-то — как бар «Ассоль», некоторые утверждают, что там даже открывали казино. Далее на mykolaiv-future.

Сказочный замок на Базарной площади в Николаеве был построен в 1914 году и стал первой трансформаторной подстанцией для николаевского трамвая. Но это было позже. А несколько ранее…

Преамбула

Немногим более ста лет назад, несколько кварталов в центре города было занято городским рынком. Такой порядок был установлен еще адмиралом Грейгом. Торговая площадь, согласно некоторым историческим документам, простиралась на территории от современных Соборной до Декабристов, и от Центрального проспекта до Дунаева. В то время через городской рынок проходили маршруты николаевской конки, которая выполняла функции общественного транспорта.

В 1902 году в городе появилась и начала действовать Николаевская городская электростанция, что стало толчком к развитию электротранспорта и упразднению конной железной дороги. Уже в 1914 году на Базарной площади была построена трансформаторная подстанция для трамваев, о которой и идет речь в материале.

О первой трамвайной подстанции

Имя архитектора, под чьим руководством было сооружено здание подстанции в стиле модерн, история не сохранила. Единственное, что наверняка можно утверждать – автор потрудился на славу. Ведь, если учесть техническое назначение сооружения, его внешний вид впечатляет: круглое крыльцо, колоннада, отделка окон и дверей, балконов, угловая башня, отделка фасада, крыша с красной черепицей и прочие детали – вся эта романтическая красота стала обрамлением для нескольких трансформаторов, который снабжали электрикой линии, вагоноремонтный цех, трамвайное депо и управление.

Со временем, энергопотребление возросло, поэтому сзади замка-подстанции было построено еще одно помещение, большее по площади. В 1933 году здание трамвайной подстанции перестало выполнять свои функции.

Возрождение в новой роли

В 1970 году город чуть было не лишился здании подстанции: власти города планировали расширить проезжую часть Центрального проспекта и построить подземный переход. Судьбу здания изменила архитектор Ольга Попова, которая выступила с предложением сделать в бывшей подстанции кафе. Предложение архитектора поддержали. Так в Николаеве в 1973 году появилось сказочное кафе «Садко» в сказочном замке.

После 40-летнего запустения пришлось хорошо потрудиться над восстановлением интерьера и экстерьера здания: реставрировали лепку, отливали капители колонн, установили новые двери.

Кафе «Садко» — одно из теплых детских воспоминаний многих николаевцев. Располагалось оно на четырех этажах и было рассчитано на 30 посадочных мест. Николаевцы могли угоститься кондитерскими изделиями и насладиться чашечкой кофе, стаканом сока, газировки или коктейлем.

В 1989 стало известно, что вскоре на месте кафе «Садко» будет располагаться бар под названием «Ассоль». Однако, бару было не суждено просуществовать долгое время. По информации, размещенной на форуме «Николаевский базар», бар был закрыт в 90-х, причиной этому стала поврежденная крыша: во время града была сильно повреждена черепица, а денег на восстановление у владельцев не было.

В начале 2000-х здание стало предметом интереса руководства банка «Аваль». Отделение банка в стенах бывшей подстанции функционирует и поныне, а само здание подстанции числится памятником архитектуры.

Latest Posts